?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно собирался выложить эту статью в сеть, лучшего повода чем прошедший праздник не найти.
В данной статье рассказывается о монументальных работах главного архитектора Калужской области, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Евгения Ивановича Киреева.
Застройка площади Победы в Калуге, выполненная авторским коллективом под руководством и при непосредственном участии архитектора Е. Киреева, отмечена дипломами Союза архитекторов и «Литературной газеты» «За лучшее сочетание современных сооружений с памятниками архитектуры».
Площадь Победы — сложный градообразующий узел, где сходятся центральные улицы города. Калужские зодчие умело раскрыли ее на памятник архитектуры XVIII столетия — церковь Косьмы и Дамиана. Ранее памятник был отгорожен от площади   старой,   ветхой   застройкой.



Геометрически круглая площадь обстроена блокированными пятиэтажными жилыми домами, по нижним этажам проходит остекленная лента витрин магазинов. В жилую застройку органично вошли зеленые клинья бульваров, улиц Кирова, Разина, Красной. Они просторной зеленой эспланадой подходят к памятнику архитектуры.
Благодаря четкой архитектурно-пространственной композиции в решении этого ответственного участка городского центра памятник старой архитектуры не вступает в противоречие с современным памятником-монументом, установленным на площади в честь победы над фашистской Германией (архитекторы Е. Киреев,
П. Перминов, скульпторы Н. Клиндухов, С. Присяжнюк).
Памятник-обелиск сооружен в честь героев-калужан, героически сражавшихся за свободу и независимость Родины зимой 1941 г. Тогда областной центр город Калуга стал местом ожесточенных сражений на подступах к Москве. Воины 50-й армии под командованием генерал-лейтенанта И. Болдина геройски разгромили крупную группировку гитлеровских войск и освободили город. В честь этого исторического события центральная площадь города названа площадью Победы.
Величественный 30-метровый обелиск с бронзовой скульптурой матери-Родины, в центре — могила Неизвестного солдата, вечный огонь славы и почетный караул комсомольцев города. Строгие гранитные стелы, отображающие эпизоды борьбы и победы советского народа в Великой Отечественной войне, повествуют о героическом подвиге калужан-патриотов, отдавших свои жизни за спасение родного города.



Памятник-мемориал «Ильинские рубежи» (архитектор Е. Киреев, скульптор Ю. Рычков) красноречиво повествует о беспримерном подвиге юношей-первокурсников артиллерийского и пехотного училищ Подольска, стоявших до последнего против бронированных полчищ врага на огневом рубеже у села Ильинское и задержавших на двенадцать суток оголтегых фашистов, рвавшихся к Москве. «Ильинские рубежи» находятся на Варшавском шоссе, между Медынью и Малоярославцем, мемориал сооружен на месте боя. Сохранившиеся доты включены в ансамбль мемориала и являются его историческим компонентом. На железобетонных стенах укреплений — следы снарядов и пробоин от прямого попадания.
Скульптурная группа установлена на холме у Варшавского шоссе. Широкая лестница двумя маршами поднимается на холм, в центре которого высится аллегорическая группа, выполненная в граните и бетоне. Поникшее тело смертельно раненного юного курсанта и рядом с ним — фигура юноши с автоматом в руках.
Народ свято чтит память своих героев, у подножия монумента горит вечный огонь, вдоль дороги сооружен небольшой деревянный музей из бревен и досок. Здесь собраны подлинные экспонаты, а из сохранившегося и восстановленного дота на военном лафете с эскортом в свое время были перевезены останки Неизвестного солдата и захоронены на площади Победы в Калуге.
У памятника-монумента всегда стоит почетный караул молодежи, и нескончаемый поток посетителей идет к мемориалу, неся живые цветы.



Заслуживает пристального внимания памятник-монумент «Военным медицинским работникам-женщинам за их героический труд и ратные подвиги в войне 1941 — 1945 гг. в Калуге» (архитекторы Е. Киреев, П. Перминов, скульпторы Н. Клиндухов, С. Присяжнюк). Архитекторы удачно выбрали место для памятника в центральной части города на улице Кирова. Композиция несколько отодвинута в глубину небольшого сквера и раскрыта в южную часть города. Невдалеке от нее в восточной стороне стоит охраняемый государством памятник архитектуры XIX в. — Церковь жен-мироносиц, в западной части — здание бывшего военного госпиталя. Хорошо найден масштаб памятника-монумента. Небольшой уютный скверик с древним сооружением стал излюбленным местом отдыха   калужан.   Монумент   выполнен   из
медного листа — выколотка, стилобат — из полированного гранита. На стилобате высечена надпись: «Мужественным медицинским работникам в память их самоотверженного служения Родине в годы Великой Отечественной   войны   1941 —1945   гг.».
За лаконичное решение и интересное раскрытие темы памятнику присуждены диплом второй степени и серебряная медаль ВДНХ СССР.



Воинский мемориал в Тарутине (автор Е. Киреев) представляет собой мемориальную стену с нишами, где запечатлены в граните имена воинов, погибших во время войны. Стена размещена в комплексе с существующим памятником «Славы воинам-героям, погибшим в войну 1812 года». Композицию завершает высокий постамент с бронетанком, в динамическом порыве грозно рванувшимся на врага. Передние колеса гусеничной ленты решены без опоры, что подчеркивает грозную стремительность мчащегося на врага танка.



«Родина-мать» — памятник советским воинам, павшим в 1941—1942 гг. за освобождение       Малоярославца       (скульптор Е. Кербель, архитекторы Е. Киреев,
П. Перминов). На круглой площадке, окруженной зеленым массивом парка, создан искусственный невысокий холм, покрытый яркой зеленью травы, ограниченный в нижней своей части небольшим бетонным бордюром. Живописным орнаментом по всему периметру круга служат постоянно возлагаемые венки. Невысокие стелы рассказывают о героических подвигах воинов, погибших в борьбе с фашистами. Фигура юной женщины, не согнувшейся под непосильным бременем утраты, а гордо выпрямившейся, готовой стоять насмерть за Отчизну, олицетворяет Родину-мать. Вся архитектурная композиция памятника символизирует веру в победу.



В Юхнове Калужской области у Варшавского шоссе есть братская могила. На зеленом холме с подпорной стенкой из рваного камня установлена скульптура воина. Здесь использован классический прием: подпорная стенка в виде фронтона, верхняя центральная часть завершена мощным замковым камнем, служащим площадкой-постаментом для монументальной фигуры солдата. Сооружение выполнено из естественных материалов — камня и меди. На плитах, лежащих у подножия холма, высечены номера воинских соединений и частей, участвовавших в боях за освобождение города. Мемориал, умело вписанный в довольно сложный и сравнительно небольшой участок, стал центральной композиционной точкой города (архитекторы Е. Киреев, П. Перминов, скульптор В. Шелов).
9 мая 1980 г. состоялось открытие памятника-мемориала «Безымянная высота» (архитектор Е. Киреев, скульптор А. Щербаков).
В сентябре 1943 г. воины-коммунисты 718-го полка 139-й стрелковой дивизии в смертельном бою с фашистами на безымянной высоте, недалеко от деревни Рубеженка Калужской области, свершили беспримерный героический подвиг. Погибли все, кроме двух тяжело раненных воинов. Поэт Матусовский написал стихи-песню «На Безымянной высоте».
На высоте сооружен насыпной холм с «землянкой в три наката», в которой собраны подлинные экспонаты военных лет. Сгоревшая сосна скорбно склонилась в трауре над землянкой, от землянки по холму идет круговая дорожка, выложенная гранитными плитами.
По периметру холма шестнадцать валунов - свидетелей боевых дней, найденных здесь же на поле боя. Они, как памятные знаки солдатам, уложены вокруг холма. Некоторые из них поросли мохом. У подножия холма, где начинаются ступени, ведущие на холм, сооружена скульптурная композиция.
На пьедестале из черного гранита высятся две символические фигуры солдат (оставшихся в живых). Скульптуры выполнены методом выколотки в меди, они отражают скорбь утраты и радость победы. Коленопреклоненная фигура одного из солдат с обнаженной головой и каской в руке скорбно склонилась к земле. Вторая фигура стоящего во весь рост воина со знаменем в руке символизирует торжество жизни, борьбы, продолжение подвига (заслуженный архитектор РСФСР Е. Киреев, заслуженный художник РСФСР скульптор А. Щербаков).


Село Корекозево. Памятник воинам-односельчанам.


Проект памятника Кавкорпуса генерала Белова.

Автор статьи - Н.Соловьева, 1980г.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
jury_ju
Oct. 19th, 2015 07:02 pm (UTC)
Спасибо!
( 1 comment — Leave a comment )